
Руководство по эксплуатации автоматического зарядного устройства Вымпел 150 для зарядки авто- и мото- аккумуляторных батарей 12 В
Руководство / инструкция
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ СТАРТЕРНЫХ КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

ВНИМАНИЕ! Перед началом использования ЗУ Вымпел 150 изучите требования настоящей инструкции.
ВНИМАНИЕ! Взрывные газы. Беречь от огня и искр. В процессе заряда А.Б. возможно выделение взрывоопасных газов, поэтому подключение, сопровождающееся искрением и заряд аккумуляторных батарей необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении. Необходимо обеспечить вентиляцию!
Введение
Соблюдайте порядок подключения З.У. к аккумулятору. ГОСТ IEC 60335-2-29-2012 п. 7.12
Несоблюдение порядка подключения может привести к выходу зарядного устройства Вымпел 150 из строя!
ВНИМАНИЕ! Прибор не предназначен для использования лицами (включая детей) с пониженными физическими, чувственными или умственными способностями или при отсутствии у них жизненного опыта или знаний, если они не находятся под контролем или не проинструктированы об использовании прибора лицом, ответственным за их безопасность. Дети должны находиться под контролем для недопущения игры с прибором.
Порядок использования З.У. Вымпел 150
1. Убедитесь, что зарядное устройство Вымпел 150 отключено от сети 220 В.
2. Подключите зажим устройства с красной маркировкой к плюсовой (+) клемме аккумулятора.
3. Подключите зажим зарядного устройства с черной маркировкой к минусовой (-) клемме аккумулятора.
4. Убедившись, что засветился светодиод «Сеть», подключите ЗУ к сети питания 220В.
НАЗНАЧЕНИЕ
Основное назначение данного устройства зарядного - заряд автомобильных 12В аккумуляторных батарей (АКБ), в том числе полностью разряженных, любого типа (WET, AGM, EFB, GEL,VRLA / SLA) и емкости в полностью автоматическом режиме.
Зарядное устройство Вымпел 150 реализует оптимальную процедуру заряда аккумуляторных батарей, позволяющую заряжать любую исправную батарею максимально быстро и без повреждения. Процедура заряда полностью автоматизирована. Устройство защищено от переполюсовки и коротких замыканий, работает в широком диапазоне питающих напряжений, имеет электронную защиту от перегрева, следящую за внутренней температурой силовой части схемы.
З.У. предназначено для использования только внутри помещений, степень защиты от воды IP20.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Перед началом эксплуатации автоматического зарядно-предпускового устройства необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумулятора. Перед подключением прибора к сети убедитесь в целостности (отсутствии повреждений) изоляции сетевого шнура. Не допускайте попадания химически активных жидкостей (бензин, кислота и т.д.) и воды на корпус зарядного устройства и сетевой провод. При зарядке аккумуляторной батареи устройство должно размещаться в хорошо вентилируемой зоне. При этом выделяемые газы и кислотный аэрозоль не должны попадать на зарядное устройство и сетевые провода.
ВНИМАНИЕ!!! Несмотря на то, что автоматическое зарядное устройство не требует вашего участия в процессе заряда аккумуляторной батареи, недопустимо оставлять подключенное З.У. без присмотра, как всякую сложную технику, особенно при питании от гаражной электросети.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
МОДЕЛЬ | Вымпел 150 | |
---|---|---|
Напряжение питающей сети частотой 50-60 Гц | 220 + 5-10 % B | |
Частота сети, Гц | 50 ±10% | |
Среднее значение зарядного тока, А | 7 | |
Пороговые напряжения, В | отключения | 14,9-15,1 |
повторного включения | 13,3-13,7 | |
КПД, не хуже | 85 % | |
Диапазон рабочих температур | от -10°С до +40°С | |
Габариты | 145x70x165 мм | |
Масса | 0,44 кг |
.
УСТРОЙСТВО ИЗДЕЛИЯ
Конструктивно автоматическое зарядное устройство Вымпел 150 выполнено в вентилируемом пластмассовом корпусе.
На передней панели Вымпел 150, расположен светодиодный индикатор «Режим» (1):
Красный цвет - идет заряд батареи.
Зеленый цвет - заряд окончен, ЗУ перешло в режим ожидания.
В процессе перехода от режима заряда к режиму ожидания возможно периодическое изменение цвета свечения с зеленого на красный и обратно.
Отсутствие свечения индикатора «Режим» - при включении ЗУ в розетку и разомкнутых выходных клеммах, может говорить об отсутствии питающего напряжения ~ 220В.

Сетевой шнур и выходные провода для подключения АКБ с зажимами уложены в задний отсек корпуса.
Предохранитель, защищающий схему ЗУ при неправильном подключении к АКБ, находится в капсуле на выходном проводе.

Электронная схема зарядного устройства представляет собой двухтактный высоковольтный высокочастотный преобразователь со схемой управления, содержащей две цепи обратной связи по выходному напряжению и току.
Такое построение силовой части обеспечивает высокий КПД в широком диапазоне питающих напряжений, формирует необходимые для зарядного устройства выходные характеристики, обеспечивает надежную гальваническую развязку, а также высокие удельные массогабаритные и мощностные характеристики. Схема ограничения выходного тока следит за температурой силовой цепи преобразователя и при повышении температуры выше нормы уменьшает среднее значение зарядного тока, уменьшая этим внутреннее выделение тепла.
Пояснения: перегрев возможен в случае нарушения свободного протока охлаждающего воздуха через жалюзи, например пылью или положенной сверху З.У. инструкцией по эксплуатации, а снизу неровной поверхностью (ножки создают зазор для вентиляции).
Схема обратной связи по напряжению обеспечивает защиту от коротких замыканий выходных клемм, выключает генерацию зарядного тока при достижении батареей напряжения 14,9-15,1В, повторно включает генерацию зарядного тока при уменьшении напряжения до 13,3 - 13,7В. Выбранные порог включения и отключения зарядного тока позволяют автолюбителю, не вдаваясь в тонкости электрохимических процессов, осуществлять гарантированно полный заряд А.Б. без контроля и обслуживания процесса заряда. Сущность выбранного метода заряда заключается в следующем: по мере заряда аккумулятора усиливается концентрационная поляризация электродов. Потенциалы электродов достигают значений, при которых начинается заметное выделение газов. Дальнейшее поддержание большого (а вернее избыточного) зарядного тока бессмысленно и вредно, поскольку реальная скорость набора заряда ограничена скоростью перемещения ионов, которая уменьшается с ростом накопленного заряда. Весь ток, свыше полезного, тратится на разложение воды на водород и кислород, нагрев А.Б. и коррозию пластин.
Процессор, встроенный в автоматическое зарядное устройство вычисляет по трем параметрам (напряжению, току, температуре) порог отключения заряда, когда концентрационная поляризация электродов максимальна, а процесс интенсивного газообразования еще не начался. Заряд отключается и З.У. переходит в режим ожидания.
В течение этого времени ионы проникают с поверхности в толщу пластин, уменьшая тем самым концентрационную поляризацию до значения, при которой целесообразно возобновить протекание зарядного тока. Процессор включает заряд до следующего от ключения. Благодаря этому, автомобильное зарядное устройство Вымпел 150, обеспечив батарее основной объем заряда, переходит в режим периодического отключения с последующим включением. Чем длиннее пауза между циклами зарядки, тем полнее заряжен аккумулятор.
..
Степень заряженности при первом отключении автомата (переключении на зеленый цвет индикатора «Режим») зависит от технического состояния батари. У новой А.Б. она выше, чем у бывшей в употреблении. Поэтому первое отключение происходит при наборе А.Б. от 70% до 95% ее полной емкости. Если оставить включенное автоматическое зарядное устройство на длительное время, то батарея наберет 100% заряда без выкипания и перегрева. Более того, будет устранена начальная сульфатация пластин, а внутреннее внутреннее сопротивление аккумулятора (главная характеристика стартерной батареи) уменьшится. Многолетняя практика показала: регулярное применение зарядного устройства с данным алгоритмом работы (независимо от сезона зима-лето) позволяет продлить срок службы батари до 7-8 лет и более, поскольку на большинстве автомобилей А.Б. никогда не бывает полностью заряженной, а длительный (хронический) недозаряд вызывает необратимые процессы, ухудшающие основные параметры батареи.
ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Извлечь провода. Убедиться, что корпус зарядного устройства устройства не имеет механических повреждений, а изоляция проводов цела. Для проверки работоспособности предпускового зарядного устройства без батареи необходимо подключить прибор к сети переменного тока, выходные клеммы должны быть разомкнуты.
Признаком исправности является свечение индикатора «Режим», при этом цвет индикатора периодически изменяется с зеленого на красный. Если в таком режиме замкнуть выходные зажимы, то сработает защита от коротких замыканий. При размыкании зажимов устройство должно вернуться в режим холостого хода.
ПОРЯДОК РАБОТЫ
ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРА В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ
Несоблюдение порядка присоединения клемм может привести к выходу зарядно-предпускового устройства Вымпел 150 из строя или взрыву газов выделяемых аккумулятором. Подключение и отключение З.У. производить согласно требованию ю ГОСТ IEC 60335-2-29-2012 пункт 7.12 - "Клемму аккумулятора, не присоединенную к шасси, следует присоединять к зарядному устройству первой; другое присоединение должно быть сделано к шасси вдали от аккумулятора и топливной линии; затем зарядное устройство батарей присоединяют к питающей сети. После зарядки следует отсоединить зарядное устройство батарей от питающей сети; затем зарядное устройство разъединяют с шасси; затем - с аккумулятором".
1. Подключите зажимы З.У. к клеммам АКБ, строго соблюдая полярность. Плюсу (+) соответствует красный, либо светлый цвет маркировки зажима. Минусу (-) - черный, либо тёмный цвет маркировки зажима.
2. Подключите устройство к сети переменного тока, вставив вилку в розетку. Появившееся красное свечение индикатора свидетельствует о правильной полярности подключения аккумуляторной батареи и протекании зарядного тока.
3. Заряд батареи будет проходить в автоматическом режиме током, установленным ручкой регулировки (на графике интервал II). Наличие зарядного тока покажет засветившийся красный индикатор «Ток».
В процессе заряда цвет свечения индикатора «Напряжение» постепенно станет меняться от красного (при малом заряде) через оранжевый, желтый к зеленому.
4. Режим готовности (на графике интервал III). При наборе основного объема заряда устройство переходит в режим периодического отключения. При этом индикатор «Режим» периодически меняет свой цвет с зеленого на красный и обратно. При необходимости А.Б. может быть установлена на автомобиль. Однако для набора 100% емкости необходимо дать З.У. поработать в режиме периодического отключения. В зависимости от технического А.Б. и ее возраста для этого может потребоваться от получаса до нескольких часов. В таком режиме З.У. и АКБ могут находиться неограниченно долго без вреда для АКБ, более того, старая «подсевшая» А.Б. может восстановить свои характеристики.
Вольт-Амперная характеристика работы Вымпел 150 (схематично)
Временные интервалы этапов работы:
I - пониженное напряжение на А.Б.;
II - процесс заряда;
III - режим готовности

Примечание:
Временные интервалы на графике имеют схематический характер.
5. После окончания заряда отключите ЗУ от сети 220 В, снимите зажимы с клемм аккумулятора. Протрите зажимы и провода сперва влажной, а затем сухой ветошью для удаления неизбежно попадающих на них микрокапель электролита в виде аэрозоля. Желательно после этого смазать зажимы любой автосмазкой для защиты от окисления и коррозии.
ЗАЩИТА ОТ ПЕРЕПОЛЮСОВКИ
Зарядное устройство Вымпел 150 имеет стандартный плавкий предохранитель на выходном проводе для защиты от переполюсовки (номинал 7,5А).
❗👉➨ ВНИМАНИЕ! Неправильное подключение приводит к перегоранию предохранителя. Недопустимо заменять перегоревший предохранитель аналогичным с большим номинальным током.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УХОД И РЕМОНТ
При длительной эксплуатации зарядного устройства рекомендуется периодически проводить следующие виды обслуживания:
1. Удалять следы коррозии и смазывать зажимы-крокодилы.
2. Очищать продувкой жалюзи от пыли.
3. Проверять исправность изоляции сетевого провода.
Более сложные работы, связанные с разборкой корпуса зарядного устройства, например замену сетевого шнура при его повреждении должен выполнять производитель зарядного устройства или его агент или аналогичное квалифицированное лицо.
Нормативный срок службы зарядного устройства Вымпел 150 - 5 лет.
Производитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию прибора и выходные характеристики.
ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Изделие соответствует требованиям нормативных документов: ГОСТ IEC60335-2-29-2012; ГОСТ30805.14.1-2013; ГОСТ30805.14.2-2013; ГОСТ30804.3.2-2013; ГОСТ30804.3.3-2013 и имеет Сертификат соответствия Таможенного Союза RUC-RU.AE44.B.00458 от 06.11.2013.
Изготовитель гарантирует работоспособность прибора при соблюдении всех требований, изложенных в инструкции по эксплуатации.
Условия предоставления гарантии
1. Гарантийный срок эксплуатации устройства - 12 месяцев с даты продажи, проставленной в данном Гарантийном талоне и заверенной штампом торгующей организации.
Претензии к качеству работы устройства не принимаются и гарантийный ремонт не производится в случаях, если:
➠ отсутствует гарантийный талон
➠ присутствуют механические повреждения прибора
➠ нарушена целостность заводской пломбы
➠ неисправность вызвана неправильной эксплуатацией прибора
➠ не сохранен товарный вид устройства, имеются загрязнения, а также следы любых других внешних воздействий
В случае неисправности, при соблюдении всех требований, гарантийный ремонт (обмен) прибора производится по месту продажи. Постгарантийный ремонт осуществляется по адресу: 192283, Санкт-Петербург, Загребскийбульвар, дом 33 литер «А».