Подзарядка автомобильного аккумулятора является необходимым процессом, который рекомендуется проводить регулярно, особенно в условиях холодного запуска двигателя. В таких случаях аккумулятор может не получать достаточного заряда от генератора автомобиля, что приводит к его сульфатации и снижению ёмкости.
Типы автомобильных аккумуляторов
Современные автомобильные аккумуляторы делятся на несколько основных типов:
- Сурьмянистые аккумуляторы — устарели и редко встречаются на рынке.
- Кальциевые аккумуляторы — требуют зарядки токами в диапазоне 16–16,5 В.
- Гибридные аккумуляторы — также требуют специфических условий зарядки.
- AGM, GEL и EFB аккумуляторы — обладают уникальными характеристиками и требуют специализированных зарядных устройств.
Рекомендации по зарядке аккумуляторов
Для большинства типов аккумуляторов рекомендуется использовать следующий режим зарядки:
- Напряжение зарядки должно быть на 1–2 В выше напряжения аккумулятора (например, для 12-вольтового аккумулятора — 13,2–14 В).
- Ток зарядки должен составлять 10% от ёмкости аккумулятора (например, для аккумулятора ёмкостью 60 А·ч — 6 А).
- Зарядка должна проводиться в щадящем режиме, при котором ток постепенно снижается до 0,5 А.
Выбор типа зарядного устройства
На рынке представлены два основных типа зарядных устройств:
- Трансформаторные зарядные устройства — отличаются надёжностью и отказоустойчивостью, но являются громоздкими и тяжёлыми.
- Импульсные зарядные устройства — более компактные и лёгкие, обладают высокой стабильностью и отказоустойчивостью.
Особенности зарядки различных типов аккумуляторов
- Сурьмянистые аккумуляторы могут закипеть при подаче напряжения более 14,2 В.
- Кальциевые аккумуляторы требуют зарядки токами выше 16 В.
- AGM, GEL и EFB аккумуляторы требуют специализированных режимов зарядки.
Режимы зарядки
Современные зарядные устройства могут поддерживать различные режимы зарядки, такие как:
- Режим десульфатации — используется для восстановления ёмкости аккумуляторов, потерявшей из-за образования сульфатов на пластинах.
- Проверка работоспособности — позволяет определить замкнутые банки в необслуживаемых аккумуляторах.
- Замер и контроль ёмкости — позволяет отслеживать количество заряда, полученного аккумулятором.
- Программируемый заряд — позволяет задавать различные алгоритмы зарядки.
Заключение
При выборе зарядного устройства для автомобиля необходимо учитывать следующие факторы:
- Тип аккумулятора (12 или 24 В).
- Возможность ручной настройки параметров зарядки.
- Наличие функции запуска двигателя с помощью пуско-зарядного устройства.
- Возможность зарядки AGM, GEL и кальциевых аккумуляторов.
- Наличие режима десульфатации.
- Функции проверки работоспособности и ёмкости аккумулятора.
- Возможность программирования цикла зарядки.
На рынке представлено множество производителей зарядных устройств, среди которых можно выделить такие бренды, как ОРИОН, ВЫМПЕЛ, AirLine и другие. Также стоит отметить, что некоторые универсальные зарядные устройства, такие как IMAX B6, могут использоваться для зарядки автомобильных аккумуляторов при правильной настройке параметров.
Популярные модели
Среди популярных моделей автомобильных зарядных устройств есть модели разных типов: трансформаторные, импульсные и пуско-зарядные. Ниже представлены некоторые из них.
Трансформаторные
- VOLLRUS VLR60A. Автоматическое зарядное устройство трансформаторного типа, поддерживает три режима напряжения: 6, 12 и 24 В. Оснащено аналоговыми амперметром и вольтметром, имеет автоматическую защиту от короткого замыкания, переполюсовки и перегрева, а также встроенный вентилятор для охлаждения. Подходит для аккумуляторов ёмкостью от 40 до 120 Ач.
- Patriot BCI-4D. Поддерживает работу с аккумуляторами на 6 и 12 В, имеет несколько программ зарядки, семиступенчатую систему защиты, режим вольтметра при пассивном подключении, функцию памяти.
Импульсные
- iCartool IC-CH102. Импульсное зарядное устройство 12/24 В с функцией восстановления аккумуляторов. Благодаря встроенному микропроцессору устройство само подбирает силу тока и продолжительность цикла. Поддерживает свинцово-кислотные, AGM/GEL аккумуляторы.
- «Кедр-Авто 10 Turbo». Классическое зарядное устройство для свинцово-кислотных аккумуляторов, поддерживает три режима восстановление полностью разряженных батарей, функцию подзарядки малым током (десульфатация) и защиту АКБ от сульфатации.
Пуско-зарядные
- Carku Pro-60. Портативное пуско-зарядное устройство с мультизащитой, подходит для запуска бензиновых и дизельных двигателей 8 литров и 5 литров соответственно.
- BOSLLER BoostPow L8. Модель подходит для бензиновых и дизельных двигателей, имеет мультизащиту с 8 уровнями безопасности и защиту от обратной полярности. Дополнительно оснащается портами USB и USB Type-С и светодиодным фонарём с четырьмя режимами работы.